Category:

Школьное образование - слабое звено современной России

В последнее время, в разных социальных сетях в комментариях к моим постам всё чаще разгораются бурные дискуссии о проблемах отечественного образования. В этом посте я хочу написать о главной беде нашего образования. Настоящая беда - это состояние школьного образования. Даже в Москве, исключая немногие школы. В регионах всё ещё хуже. И уровень МГУ проседает не столько потому, что мы плохо работаем в МГУ (внутренних проблем МГУ тоже хватает, но это проблемы 2го порядка), а потому, что всё меньше школ в стране, где в принципе хорошо учат.

До пандемии я ежегодно летал в Ташкент преподавать в Филиал МГУ. Знаю, как обстоит дело со школьным образованием в Узбекистане. А ведь ещё 30 лет назад в том же Ташкенте система образования не была хуже, чем в Братске или Боровичах, а, пожалуй, была лучше. Но если завтра в русской глубинке будут учить так, как сегодня учат в Узбекистане - это беда! И проблема в том, что эта беда, в определённой степени, надвигается.

Наша система управления образованием принципиально не отличается от узбекской. Любое решение сверху внедряется, несмотря на его разрушительные последствия. Людей, кто способен возражать - не так много и их поэтапно год за годом увольняют. Да, этого нет в МГУ и ещё паре десятков лучших ВУЗов. Но что стало с учительницей в Тольятти, когда она не пошла голосовать на праймериз ЕР? Уволили! А много учителей отказываются вести чудовищную бюрократическую отчётность? Только те, кто уже принял решение уволиться и сами уходят.

Очень неправильная система управления образованием. В части школьного образования она ХУЖЕ других частей государственной машины. Для правящих элит, школа - это 2-3 избирательных участка, где делается их легитимность. Они будут держать любого директора, кто им "сделает выборы" на этих участках. Этим они селекционируют плохих директоров и калечат, заставляют работать намного хуже нормальных. Год за годом система школьного образования у нас деградирует. В Узбекистане и многих других республиках школьное образование за 30 лет пришло в ужасное состояние. У нас этот процесс не такой стремительный, но ряд тенденций нас ведут именно туда.

Чтобы это предотвратить, государству надо всерьёз заняться образованием. Не с узко-меркантильных позиций правящей группы (в этом смысле они и сейчас "занимаются образованием"), а по-настоящему, с государственных позиций, с целью сохранения и улучшения одной из систем, воспроизводящих наш народ. При "Единой России" это невозможно.

Поэтому КПРФ и идёт на выборы под лозунгом: "Пора менять власть!".

Однако, даже при улучшении нынешней власти и при разумной образовательной политике государства проблема решена не будет. Она уже очень "запущена". Здесь нужна реальная помочь общества: родительских организаций, общественных организаций и групп, делающих образовательные проекты, научных коллективов. В одиночку государство (даже если мы немного улучшим его на этих выборах) с судьбоносной задачей спасения образования вряд ли справится.

Но есть у нас и козыри. Которые (только при правильном использовании) помогут нам не пойти по тому же пути, что система школьного образования в Узбекистане.

1) развитая наука, сохранившиеся ВУЗы мирового уровня, т.е. есть кому хорошо учить!
2) наша политическая система и Государство сложнее и гибче, чем в любой из постсоветских республик.
3) у нас намного больше (по сравнению с постсоветскими республиками) наукоёмких производств.
4) в целом ситуация "запущена" не везде и она начала откровенно "скатываться в пропасть" только в 2020 г. Причём дистант послужил не причиной этого процесса, а лишь катализатором.

Как я уже писал, для того, чтобы уйти от худшего сценария и вернуть нашему образованию лучшие позиции в Мире, этим должны заниматься политики с научным мышлением и опытом преподавания. Поэтому я иду в Госдуму и считаю себя востребованным в этом качестве. Изнутри образования указанные проблемы не решаются.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded